РИМАНОВСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

РИМАНОВСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
– новая аккордовая терминология и цифровка, введенная автором этого словаря Г. Риманом в его музык.-теоретических сочинениях и называемая им Klangschlüssel ("Созвуковый ключ"). Обозначения эти введены вместо обычных обозначений генерал-баса, которые по мнению Римана не достаточно ясно и точно выражают гармоническое значение аккорда (См. генерал-бас). В р-й т-и, как и в генерал-басе, употребляются цифры 1–10, но интервалы отсчитываются в ней не от басового тона аккорда (созвука), а от его главного тона (примы), – т.е. того тона, в смысле которого понимается весь аккорд (ваккорде C-dur, во всех его обращениях, таким тоном [примой] является тон с, в аккорде a-moll – тон е). Для обозначения мажорных аккордов служат обыкновенные (арабские) цифры, для обозначения минорных аккордов – римские; первые отсчитываются вверх от главного тона, вторые – вниз. Главный тон обозначается буквами (с, а и т.п.). Цифры имеют следующее значение: 1 (I) прпма, главный тон, 2 (II) большая секунда, 3 (III) больш. терция, 4 (IV) чист. кварта, 5 (V) чист. квинта, 6 (VI) больш. секста, 7 (VII) мал. септима, 8 (VIII) октава (в исключительных случаях, напр. после 9 [IX], знак октавы употребляется вместо 1 [I]), 9 (IX) больш. нона, 10 (X) больш. децима (в исключительных случаях знак децимы употребляется вместо 3 (III). Все цифры, кроме 1, 3, 5 (8; 10) и I, III, V (VIII, X), обозначают диссонирующие тоны; ибо только главный тон (прима), терция и квинта суть составные части созвука (мажорного или минорного) См. Созвук. Хроматические изменения вышеназванных семи (или десяти) основных интервалов обозначаются знаками < и >, из которых первый обозначает повышение на полтона, а второй понижение на полтона. Двойные повышения и понижения при такой системе музыкально немыслимы, а потому и не нуждаются в обозначении. Мажорный аккорд (верхний созвук) обозначается сокращенным знаком + вместо полного , минорный аккорд (нижний созвук) – знаком А вместо полного . Впрочем, знак + употребляется только при противопоставлении знаку А или при чередовании с последним; в остальных же случаях он может вовсе не употребляться, ибо отсутствие какого бы то ни было знака при данном тоне требует построения верхнего созвука (мажорного аккорда) на этом тоне. Р-я цифровка не связана исключительно с басовым голосом, как цифровка генерал-баса; ее можно применять по отношению к любому голосу или даже независимо от какого бы то ни было голоса. Оттого она предоставляет учащемуся полную возможность добиваться хорошего голосоведения также и в басу, к чему при системе генерал-баса вовсе не представляется случаев. Об обозначении диссонирующих аккордов См. Диссонанс. Вместо конкретного обозначения созвуков по их главному тону (с+, Ае и т.п.) Риман употребляет также более общие обозначения, определяющие ту или иную гармоническую функцию данного созвука: Т (тоника), D (доминанта) и S (субдоминанта), присоединяя к этим буквам знак + для мажорного созвука и знак А для минорного. Таким образом гармоническое значение аккорда отрешается от абсолютной высоты составляющих его тонов; учащемуся же дается в руки новое и важное средство для развития в себе гармонического мышления. "Упрощенная гармония" Римана (русск. перев. Ю. Энгеля, Москва 1901); его же "Handbuch der Harmonielehre", 1898. См. Функции.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "РИМАНОВСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ" в других словарях:

  • СОЗВУКОВОЕ ПОСЛЕДОВАНИЕ — (Klangfolge) есть, по Риману, последование двух аккордов, рассматриваемое с точки зрения того значения, которое имеют эти аккорды, как созвуки (См.). Говорить о с м п и возможно лишь в том случае, если все аккорды (даже и диссонирующие) понимать… …   Музыкальный словарь Римана

  • ФУНКЦИИ — (тональные гармонические ф.), так называет Г. Риман те разнообразные значения, которые может иметь для гармонической логики музыкального произведения каждый аккорд, смотря по своему отношению к данной тонике. В своем сочинении Упрощенная гармония …   Музыкальный словарь Римана

  • ЦИФРЫ — (числа) применяются в музыке в разнообразном значении: 1) В лютневых, гитарных и иных табулатурах (См.) для обозначения того места на грифе, которое надо в данном случае нажать, следовательно в виде нот. – 2) В генерал басе (который… …   Музыкальный словарь Римана

  • ГАРМОНИЧЕСКОЕ (СОЗВУКОВОЕ) ЗНАЧЕНИЕ ТОНОВ И ИНТЕРВАЛОВ — (Klangvertretung) – понятие это возникло в современном учении о гармонии и относится к тому особому значению, которое получает тон или интервал, смотря по тому рассматривается ли он в смысле того или иного созвука (является ли он… …   Музыкальный словарь Римана

  • ГОЛОСОВЕДЕНИЕ — – ведение голоса посредством шагов его на те или иные интервалы; когда говорят о г., то обыкновенно имеют в виду многоголосное сочинение, в котором каждый голос может, конечно, рассматриваться с точки зрения г. Здесь следует строго различать …   Музыкальный словарь Римана

  • НУЛЬ — (0,0), cм. Генерал бас и Римановская терминология …   Музыкальный словарь Римана

  • СОЗВУКОВОЙ КЛЮЧ — (Klangschlüssel) – См. Римановская терминология …   Музыкальный словарь Римана


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»